Осмотр рулевого управления, проверка и регулировка различных узлов.
ОСМОТР, ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
ОБЩИЙ ОСМОТР
При
появлении неисправностей в рулевом управлении (стуки, повышенный
свободный ход рулевого колеса или, наоборот, его тугое вращение и т.
д.) осмотрите детали рулевого управления. Осмотр проводите на эстакаде
или в смотровой канаве в следующем порядке.
Очистите
от загрязнения детали рулевого привода и картер рулевого механизма.
Установите колеса в положение, соответствующее движению по прямой.
Проворачивая рулевое колесо в обе стороны, убедитесь в том, что:
- свободный ход рулевого колеса не превышает 5 ° (при замере по ободу колеса не более 18-20 мм);
- в шарнирах, соединениях и рулевом механизме не возникает стуков;
-
крепление картера рулевого механизма и кронштейна маятникового рычага
прочно (при необходимости подтяните резьбовые соединения);
-
в шаровых шарнирах тяг и в кронштейне маятникового рычага отсутствует
свободный ход, а вал червяка не перемещается в осевом направлении;
- усилие поворота рулевого колеса (при установке передних колес на гладкой плите) не превышает 196 Н (20 кгс).
Поворачивая регулировочные муфты боковых тяг, убедитесь в надежности затягивания их хомутов.
Проверьте состояние шаровых шарниров и защитных колпачков, как указано ниже.
ПРОВЕРКА ШАРОВЫХ ШАРНИРОВ РУЛЕВЫХ ТЯГ
Прежде
всего проверьте перемещение наконечников тяг вдоль оси пальцев. Для
этого, используя рычаг и опору, переместите наконечник параллельно оси
пальца.
Осевое перемещение наконечника
относительно пальца должно быть 1-1,5 мм. Такое перемещение
свидетельствует о том, что вкладыш пальца не заклинен в гнезде
наконечника тяги и перемещается вместе с пальцем, сжимая пружину.
Шарнир с заклиненным вкладышем замените.
Прокачивая
рулевое колесо в обе стороны, на-ощупь проверьте отсутствие свободного
хода в шарнирах рулевых тяг. Если ощущается свободный ход в шаровом
шарнире, замените наконечник тяги или рулевую тягу в сборе.
Проверьте состояние защитных колпачков шаровых шарниров рулевых тяг.
Если
защитные колпачки в хорошем состоянии и обеспечивают чистоту внутри
шарниров, то срок службы последних практически неограничен. При
попадании в шарнир влаги, пыли и т.д. происходит преждевременный износ
его деталей.
Колпачок необходимо заменить, если
он имеет трещины, разрывы, а также, если смазка проникает наружу при
сдавливании его пальцами рук.
ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРА В ПОДШИПНИКАХ ЧЕРВЯКА РУЛЕВОГО МЕХАНИЗМА

Рис. 1. Разрез картера рулевого механизма:
1 - пластина регулировочного винта вала сошки; 2 - регулировочный винт
вала сошки; 3 - гайка регулировочного винта; 4 - пробка маслоналивного
отверстия; 5 - крышка картера рулевого механизма; 6 - червяк; 7 -
картер рулевого механизма; 8 - сошка; 9 - гайка крепления сошки к валу;
10 - шайба пружинная гайки крепления сошки; 11 - сальник вала сошки; 12
- бронзовая втулка вала сошки; 13 - вал сошки; 14 - ролик вала сошки;
15 - вал червяка; 16 - верхний шарикоподшипник; 17 - нижний
шарикоподшипник; 18 - регулировочные прокладки; 19 - нижняя крышка
подшипника червяка; 20 - ось ролика; 21 - шариковый подшипник ролика;
22 - сальник вала червяка; В, С - метки
Установите
передние колеса в положение прямолинейного движения и, поворачивая
рулевое колесо в ту и другую стороны, проверьте, не изменяется ли
расстояние между торцом картера 7 (рис.1) и меткой "В", нанесенной на
валу червяка рулевого механизма.
Изменение расстояния является признаком зазора в подшипниках червяка.
Для
регулировки зазора в подшипниках червяка, повернув рулевое в левую
сторону на 1-1,5 оборота, отверните болты крепления нижней крышки 19 и
слейте масло из картера рулевого механизма. Снимите нижнюю крышку,
удалите одну из регулировочных прокладок 18 или замените ее более
тонкой.
Примечание. Регулировочные прокладки поставляются в запасные части толщиной 0,10 и 0,15 мм.
Закрепив
нижнюю крышку, снова проверьте, нет ли осевого перемещения червяка в
подшипниках. При отсутствии перемещения залейте в картер рулевого
механизма 0,215 л трансмиссионного масла ТАД-17и.
Проверьте усилие поворота рулевого колеса, установив передние колеса на гладкой плите. Оно не должно превышать 196 Н (20 кгс).
ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРА В ЗАЦЕПЛЕНИИ РОЛИКА С ЧЕРВЯКОМ РУЛЕВОГО МЕХАНИЗМА
Убедившись,
что нет осевого перемещения червяка в подшипниках, съемником А.47035
выпрессуйте пальцы шаровых шарниров из отверстий в сошке и отсоедините
тяги от сошки, сохраняя при этом прямолинейное положение передних колес.
Покачивая
сошку за головку, проверьте нет ли зазора в зацеплении ролика червяка.
В пределах поворота рулевого колеса на 30° в каждую сторону от
нейтрального положения зазора, т.е. ощутимого свободного хода сошки, не
должно быть.
Если ощущается свободный ход сошки,
ослабьте гайку 3 (рис. 1) регулировочного винта и, приподняв стопорную
шайбу, заверните регулировочный винт 2 до устранения зазора.
Регулировочный винт слишком не затягивайте. Затем, придерживая
регулировочный винт отверткой, затяните гайку 3.
Убедившись,
что сошка не перемещается, соедините с ней пальцы шаровых шарниров.
Проверьте усилие поворота рулевого колеса. Если оно превышает 196 Н (20
кгс), ослабьте регулировочный винт 2.