СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ Вымытый и очищенный блок цилиндров установите на стенде и заверните отсутствующие шпильки. Уложите
в гнездо среднего коренного подшипника вкладыш без канавки на
внутренней поверхности, а в остальные гнезда—с канавкой. В крышки
подшипников укладываются вкладыши без канавки. Примечание. Цилиндры
двигателя, а также поршни, сальники, вкладыши подшипников и упорные
полукольца коленчатого вала перед установкой смажьте моторным маслом. Уложите
в коренные подшипники коленчатый вал и вставьте в гнезда задней опоры
два упорных полукольца (рис. 2-9), подобранные по толщине в
соответствии с указаниями главы «Коленчатый вал и маховик».
Установите крышки коренных подшипников в соответствии с метками (рис.
2-10). 
Рис. 2-9. Установка упорных полуколец на задней опоре | 
Рис.
2-10. Метки на крышках коренных подшипников (счет опор ведется от
передней части двигателя) и условный номер блока цилиндров ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Крышки
коренных подшипников устанавливайте в прежний блок. Для этого блок
цилиндров и принадлежащие ему крышки помечены одинаковым условным
номером (см. рис. 2-10 и 2-24). Упорные
полукольца устанавливайте выемками к упорным поверхностям коленчатого
вала, причем с передней стороны задней опоры ставьте сталеалюминиевое
полукольцо, а с задней стороны — металлокерамическое (желтого
цвета). Наденьте
на фланец коленчатого вала прокладку держателя сальника, а в гнезда
держателя (рис. 2-11) вложите болты крепления передней крышки картера
сцепления. Наденьте держатель с сальником на
оправ ку 41.7853.401 1 и, передвинув его с оправки на фланец
коленчатого вала, прикрепите к блоку цилиндров. Установите по двум центрирующим втулкам переднюю крышку 6 (рис. 2-7) картера сцепления. Установите
маховик на коленчатый вал так, чтобы метка (конусообразная лунка) около
обода находилась против оси шатунной шейки четвертого цилиндра,
заблокируйте маховик фиксатором A 60330/ R и при крепите к фланцу
коленчатого вала. 
Рис. 2-11. Держатель заднего сальника коленчатого вала. Стрелками указаны выступы для центрирования
С помощью втулки из набора 02.7854.9500 вставьте в цилиндры поршни с
шатунами (рис. 2-12). Набор состоит из трех втулок: одна для поршней
нормального размера и две для ремонтного размера поршней (увеличенного
на 0,4 и 0,7* мм). Поэтому необходимо выбрать втулку, пригодную для
данного размера устанавливаемого поршня. 
Рис. 2-12. Установка поршня с поршневыми кольцами в цилиндр при помощи монтажной втулки из набора 02.7854.9500 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Отверстие
для пальца на поршне смещено на 2 мм , поэтому при установке поршней в
цилиндры метка «П» на поршнях должна быть обращена к
передней части двигателя. Установите
вкладыши в шатуны и крышки шатунов. Соедините шатуны с шейками
коленчатого вала, установите крышки и затяните шатунные болты. Установите валик привода масляного насоса и закрепите упорным фланцем. Установите
по двум центрирующим втулкам на блоке головку цилиндров с прокладкой, с
выпускным коллектором и впускным трубопроводом. Затяните в определенной
последовательности (рис. 2-13) в два приема болты крепления:

Рис. 2-13. Порядок затягивания болтов головки цилиндров • предварительно моментом 33,3-41,16 Н. м (3,4- 4,2 кгс. м); • окончательно моментом 95,94-118,38 Н. м (9,79- 12,08 кгс.м). Прикрепите
к крышке (рис. 2-14) привода распределительного вала держатель 1
сальника с прокладкой, не затягивая окончательно гайки крепления. Прикрепите
крышку привода распределительного вала с прокладкой к блоку цилиндров,
не затягивая окончательно гайки и болты крепления. Отцентрируйте
оправкой 67.7853.9548 положение крышки относительно валика 6 (рис. 2-5)
привода масляного насоса и затяните болты и гайки крепления крышки
привода распределительного вала. Оправкой
67.7853.9549 отцентрируйте положение держателя 1 (рис. 2-14) переднего
сальника коленчатого вала и затяните гайки крепления держателя. * С 1986 г . ремонтные поршни выпускаются с увеличением на 0,4 и 0,8 мм . 
Рис. 2-14. Крышка привода распределительного вала с держателем (1) переднего сальника коленчатого вала. Стрелками указаны выступы для центрирования держателя и крышки относительно коленчатого вала и валика привода масляного насоса Установите
шкив 8 (рис. 2-5) на валик 6 привода масляного насоса, не затягивая
болт крепления шкива. Установите зубчатый шкив 9 на коленчатый вал. Примечание. Болт
крепления шкива валика привода масляного насоса должен устанавливаться
на герметике по ТУ 6-10-1048-73 или жидкой прокладке SUPER THREE BOND
No 50. Соберите корпус подшипников
распределительного вала в соответствии с указаниями главы
«Распределительный вал и его привод». Очистите
сопрягающиеся поверхности головки цилиндров и держателя 6 (рис. 2-6)
сальника распределительного вала от остатков старой прокладки, грязи и
масла. Нанесите на поверхность головки
цилиндров, сопрягающейся с держателем сальника, жидкую прокладку SUPER
THREE BOND No 50 или герметик типа КЛТ-75Т. Поверните распределительный
вал так, чтобы совместились метки на шкиве и корпусе подшипников (рис.
2-15). Не сбивая положения вала, закрепите на головке цилиндров
собранный корпус подшипников, затягивая гайки в определенной
последовательности (рис. 2-16). Примечание. Запускать двигатель разрешается через 1 час после нанесения жидкой прокладки. Прикрепите
к блоку цилиндров кронштейн с натяжным роликом, не затягивая
окончательно болты крепления. Поверните кронштейн в крайнее левое
положение. Поверните коленчатый вал так, чтобы метка на
зубчатом шкиве совпала с меткой на крышке привода распределительного
вала (рис. 2-17). 
Рис. 2-15. Проверка совпадения установочной метки на шкиве распределительного вала с меткой на корпусе подшипников: А - метка на шкиве; В - метка на корпусе подшипников | 
Рис. 2-16. Порядок затягивания гаек корпуса подшипников распределительного вала 
Рис. 2-17. Проверка совпадения установочной метки на шкиве коленчатого вала с меткой на крышке привода распределительного вала Наденьте ремень на шкивы и на натяжной ролик, подожмите кронштейн натяжного ролика вправо и установите натяжную пружину. Плавно
поверните коленчатый вал на два оборота, держа ремень в постоянном
натяжении, и при остановке вала придерживайте его, не допуская
ослабления ремня. Таким образом пружина установит необходимое натяжение
ремня. Затяните болты крепления кронштейна натяжного ролика. Проверьте
совпадение меток (см. рис. 2-15 и 2-17). Если метки совпадают, то
затяните болты крепления шкивов. Если метки не совпадают, то повторите
установку ремня. Отрегулируйте зазор между кулачками распределительного вала и рычагами привода клапанов. Установите
крышку головки цилиндров с прокладкой и затяните гайки крепления в
последовательности, указанной на рис. 2-18. Установите защитные крышки
ременного привода распределительного вала. 
Рис. 2-18. Порядок затягивания гаек крепления крышки головки цилиндров Установите шкив привода генератора на коленчатый вал и закрепите его храповиком. Смажьте
маслом уплотнительное кольцо масляного фильтра и установите его,
вручную привернув к штуцеру на переходнике. Установите маслоотделитель
вентиляции картера, крышку сапуна и закрепите фиксатор сливной трубки
маслоотделителя. Установите масляный насос 1 (рис. 2-19) и масляный картер с прокладкой. Установите
насос охлаждающей жидкости, кронштейн генератора и генератор. Наденьте
ремень на шкивы и отрегулируйте его натяжение. Установите
на головке цилиндров подводящую трубку радиатора отопителя и выпускной
патрубок. Прикрепите к насосу охлаждающей жидкости и выпускному
коллектору отводящую трубку радиатора отопителя.  Рис. 2-19. Установка масляного насоса: 1 - масляный насос; 2 - фиксатор сливной трубки; 3 - сливная трубка маслоотделителя Установите датчики контрольных приборов. Установите
шестерню привода масляного насоса и распределителя зажигания (рис.
2-20). Установите распределитель зажигания и отрегулируйте момент
зажигания. Заверните свечи зажигания, установите на них ключ
67.7812.9515 и затяните динамометрическим ключом.  Рис. 2-20. Установка шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания: 1 - оправка 41.7820.4006; 2 - шестерня Установите топливный насос в соответствии с указаниями главы «Система питания». Установите карбюратор, присоедините к нему шланги и закройте его технологической заглушкой. Залейте масло в горловину на крышке головки цилиндров.
|