Причина неисправности | Метод устранения |
Двигатель не запускается |
1. Нет топлива в карбюраторе: |
|
а) засорены топливопроводы или фильтры карбюратора и топливного насоса | а) промойте и продуйте топливный бак, топливопроводы и фильтры |
б) неисправен топливный насос | б) проверьте работу насоса и замените поврежденные детали |
2. Неисправна система зажигания | 2. См . главу «Система зажигания» |
3. Воздушная заслонка карбюратора остается закрытой при первых вспышках в цилиндрах | 3. Устраните негерметичность пускового устройства карбюратора |
Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу |
1. Нарушена регулировка холостого хода двигателя | 1. Отрегулируйте холостой ход |
2. Неисправна система управления экономайзером холостого хода карбюратора: |
|
а) подсос воздуха через шланги, соединяющие экономайзер с впускным | а) проверьте шланги и их соединения, замените поврежденные шланги |
трубопроводом б) неисправен блок управления пневмоклапаном | б) замените блок управ ления |
в) неисправен пневмок-лапан | в) замените пневмоклапан |
г) поврежден микропе реключатель или нарушена его установка | г) проверьте микропереключатель, отрегулируйте его установку |
3. Подсос воздуха через поврежденную дренажную трубку | 3. Замените дренажную трубку |
4. Подсос воздуха через прокладки в соединениях впускного трубопровода с карбюратором или с головкой цилиндров | 4. Подтяните гайки крепления или замените прокладки |
5. Подсос воздуха через поврежденный шланг, соединяющий впускной трубопровод с вакуумным усилителем тормозов | 5. Замените поврежденный шланг |
6. Нарушены зазоры между рычагами и кулачк ми распределительного вала | 6. Отрегулируйте зазоры |
7. Неисправен карбюратор: |
|
а) засорены жиклеры или каналы карбюратора | а) продуйте жиклеры и каналы сжатым воздухом |
б) вода в карбюраторе | б) удалите воду из кар бюратора, слейте отстой из топливного бака |
в) нарушена герметичность диафрагмы пускового устройства | в) замените диафрагму |
8. Неисправна система зажигания | 8. См . главу «Система зажигания» |
При
плавном увеличении частоты вращения двигателя до 1600 двигатель
работает циклично (частота вращения колеблется от 1600 до 1200 мин ) |
Поврежден микроперек лючатель карбюратора или нарушена его установка | Отрегулируйте установ ку микропереключателя или замените его |
Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью |
1. Неполное открытие дроссельных заслонок карбюратора | 1. Отрегулируйте приводы дроссельных заслонок |
2. Загрязнен воздушный фильтр | 2. Замените фильтрующий элемент |
3. Неисправна система зажигания | 3. См . главу «Система зажигания» |
4. Неисправен топливный насос | 4. Проверьте работу насоса и замените повреж- |
5. Неисправен карбюратор: | денные детали |
а) неисправен насос ускоритель | а) проверьте производительность насоса, замените поврежденные детали |
б) засорены главные жиклеры | б) продуйте жиклеры сжатым воздухом |
в) не полностью открыта воздушная заслонка | в) отрегулируйте привод заслонки |
г) уровень топлива в поплавковой камере не соответствует норме | г) отрегулируйте установ ку поплавка |
6. Нарушены зазоры между рычагами и кулачками распределительного вала | 6. Отрегулируйте зазоры |
7. Недостаточная компрессия — ниже 1 МПа (10 кгс/см): |
|
а) пробита прокладка головки цилиндров | а) замените прокладку |
б) прогорание поршней, поломка или залегание поршневых колец | б) очистите кольца и канавки поршней от нагара, поврежденные кольца и поршень замените |
в) плохое прилегание клапанов к седлам | в) замените поврежденные клапаны, отшлифуйте седла |
г) чрезмерный износ цилиндров и поршневых колец | г) замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры |
Стук коренных подшипников коленчатого вала |
Обычно
стук глухого тона, металлический. Обнаруживается при резком открытии
дроссельной заслонки на холостом ходу. Частота его увеличивается с
повышением частоты вращения коленчатого вала. Чрезмерный осевой зазор
коленчатого вала вызывает стук более резкий с неравномерными
промежутками, особенно заметными при плавном увеличении и уменьшении
частоты вращения коленчатого вала. |
1. Слишком раннее зажигание | 1. Отрегулируйте установку зажигания |
2. Недостаточное давле ние масла | 2. См . «Недостаточное давление масла на холостом ходу» |
3. Ослаблены болты крепления маховика | 3. Затяните болты рекомендуемым моментом |
4. Увеличенный зазор между шейками и вкладышами коренных подшипников | 4. Прошлифуйте шейки и замените вкладыши |
5. Увеличенный зазор между упорными полукольцами и коленчатым валом | 5. Замените упорные полукольца новыми |
Стук шатунных подшипников |
Обычно
стук шатунных подшипников резче стука коренных. Он прослушивается на
холостом ходу двигателя при резком открытии дроссельной заслонки. Место
стука легко определить, отключая по очереди свечи зажигания. |
1. Недостаточное давле ние масла | 1. См . «Недостаточное давление масла на холостом ходу» |
2. Чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами | 2. Замените вкладыши и прошлифуйте шейки |
Стук поршней |
Этот
стук обычно незвонкий, приглушенный; вызывается «биением»
поршня в цилиндре. Лучше всего он прослушивается при малой частоте
вращения коленчатого вала и под нагрузкой. |
1. Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами | 1. Замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры |
2. Чрезмерный зазор между поршневыми кольцами и канавками на поршне | 2. Замените кольца или поршни с кольцами |
Стук впускных и выпускных клапанов |
Работа
с увеличенными зазорами в клапанном механизме вызывает характерный
стук, обычно с равномерными интервалами. Частота его меньше любого
другого стука в двигателе, так как клапаны приводятся в действие от
распределительного вала, частота вращения которого в два раза меньше
частоты вращения коленчатого вала. |
1. Увеличенные зазоры между рычагами и кулачками распределительного вала | 1. Отрегулируйте зазоры |
2. Поломка клапанной пружины | 2. Замените пружину |
3. Чрезмерный зазор между стержнем и направ ляющей клапана | 3. Замените изношенные детали |
4. Износ кулачков распределительного вала | 4. Замените распределительный вал и рычаги клапанов |
5. Отворачивание контргайки регулировочного болта | 5. Отрегулируйте зазор между рычагом и кулачком распределительного вала, затяните контргайку |
Недостаточное давление масла на холостом ходу на прогретом двигателе |
1. Попадание под редукционный клапан масляного насоса посторонних частиц | 1. Очистите клапан от посторонних частиц и заусенцев, промойте масляный насос |
2. Изношены шестерни масляного насоса | 2. Отремонтируйте масляный насос |
3. Чрезмерный зазор между вкладышами и коренными шейками коленчатого вала | 3. Прошлифуйте шейки и замените вкладыши |
4. Заедание редукционного клапана давления масла | 4. Замените клапан |
5. Применение моторного масла несоответствующей марки и качества | 5. Замените масло другим, рекомендованным в разделе 1 |
Чрезмерное давление масла на прогретом двигателе |
Заедание редукционного клапана давления масла | Замените клапан |
Повышенный расход масла |
1. Подтекание масла через уплотнения двигателя | 1. Подтяните крепления или замените прокладки и сальники |
2. Износ поршневых колец и поршней или цилиндров двигателя | 2. Расточите цилиндры и замените поршни и кольца |
3. Поломка поршневых колец | 3. Замените кольца |
4. Закоксовывание прорезей в маслосъемных кольцах или в канавках поршней | 4. Очистите прорези и пазы от нагара |
5. Износ или повреждение маслоотражательных колпачков клапанов | 5. Замените маслоотражательные колпачки |
6. Повышенный износ стержней клапанов или направляющих втулок | 6. Замените клапаны, отремонтируйте головку цилиндров |
Повышенный расход топлива |
1. Не полностью открыта воздушная заслонка | 1. Отрегулируйте привод заслонки |
2. Повышенное сопротивление движению автомобиля | 2. Проверьте и отрегулируйте давление в шинах, тормозную систему, углы установки колес |
3. Неправильная установка момента зажигания | 3. Отрегулируйте момент зажигания |
4. Неисправен вакуумный регулятор распределителя зажигания | 4. Замените вакуумный регулятор или распределитель зажигания |
5. Высокий уровень топлива в карбюраторе: |
|
а) нарушена герметичность игольчатого клапана или его прокладки | а) проверьте, нет ли посторонних частиц между иглой и седлом клапана, при необходимости замените клапан или прокладку |
б) заедание или трение, препятствующее нормальному передвижению поплавка, негерметичность поплавка | б) проверьте и при необходимости замените поплавок |
6. Засорены воздушные жиклеры карбюратора | 6. Очистите жиклеры |
7. Клапан экономайзера холостого хода карбюратора не перекрывает выходное отверстие на принудительном холостом ходу: |
|
а) неисправен блок управления пневмоклапаном | а) замените блок |
б) неисправен пневмоклапан | б) замените пневмокла-ан |
в) неисправен микропереключатель или нарушена его установка | в) отрегулируйте установку микропереключателя или замените его |
г) неисправен экономайзер холостого хода | г) замените поврежденные детали экономайзера |
Перегрев двигателя |
1. Слабое натяжение ремня привода насоса и генератора | 1. Отрегулируйте натяжение ремня |
2. Недостаточное количество жидкости в системе охлаждения | 2. Долейте охлаждающую жидкость в систему охлаж дения |
3. Неправильная установка Момента зажигания | 3. Отрегулируйте момент зажигания |
4. Сильно загрязнена наружная поверхность радиатора | 4. Очистите наружную поверхность радиатора струей воды |
5. Неисправен термостат | 5. Замените термостат |
6. Неисправен клапан пробки радиатора — давление открытия меньше 0,05 МПа (0,5 ктс/см 1 ) | 6. Замените пробку |
7. Неисправен насос охлаждающей жидкости | 7. Проверьте работу насоса, замените его или отремонтируйте |
Быстрое падение уровня жидкости в расширительном бачке |
1. Поврежден радиатор | 1. Отремонтируйте радиатор или замените |
2. Повреждение шлангов или прокладок в соединениях трубопроводов | 2. Замените поврежденные шланги или про кладки |
3. Подтекание жидкости из крана отопителя | 3. Замените кран |
4. Слабо затянуты хомуты шлангов | 4. Подтяните хомуты |
5. Подтекание жидкости через сальник насоса охлаждающей жидкости | 5. Замените сальник |
6. Повреждена пробка или прокладка пробки радиатора | 6. Замените пробку |
7. Повреждена прокладка головки цилиндров | 7. Замените прокладку |
8. Подтекание жидкости через микротрещины в блоке или в головке цилиндров | 8. Проверьте герметичность блока и головки цилиндров, при обнаружении трещин замените поврежденные детали |
9.
Подтекание жидкости через микротрещины в корпусе или крышке насоса
охлаждающей жидкости, расширительном бачке или впускной трубе | 9.
Проверьте герметичность, при обнаружении трещин поврежденные детали
замените; незначи тельную течь допускается устранить добавкой в
охлаждающую жидкость герметизатора типа НИИСС-1 |
Чрезмерный шум цепи привода распределительного вала* Неисправность, относящаяся кдвигателям ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103. |
Из
общего шума двигателя шум цепи привода распре делительного вала
выделяется при появлении зазоров между элементами зацепления и четко
прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала. |
1. Ослабла цепь вследствие износа | 1. Натяните цепь |
2. Поломка башмака натяжителя цепи или успокоителя | 2. Замените башмак на тяжителя или успокоитель |
3. Заедание штока плунжера натяжителя цепи | 3. Устраните заедание |