Пластмассовые панели автомобилей отечественного производства
скрипят. Это - аксиома. Борьба с посторонними шумами у нас относится к
глубокому тюнингу. Но, оказывается, можно жить без поскрипывания и
похрустывания.Обивку и декоративные панели массовых автомобилей уже давно не
делают из натуральных материалов. Пластики упрощают технологию сборки,
допускают смелые дизайнерские решения, практичны в эксплуатации. Одна беда -
скрипят при взаимном перемещении.
"Заглушить" пластик пытаются по-разному: кто-то из автопроизводителей
подклеивает с изнанки мягкий полимер типа поролона. Отчаявшиеся автомобилисты
уродуют декор и силовые элементы саморезами. Радикалы заказывают кожаную
обивку.
Победить "солистов" можно на время, навсегда - никогда. Панели по тем
или иным причинам (ремонт, антикоррозия, дополнения проводки) приходится
снимать. И - начинай все сначала. Сколько миллионов "тюльпанов"
переломано в дверях классических "Жигулей"? Накладки с защелками в
салонах некоторых иномарок пощипали содержимое многих карманов: обломалась пара
пластиковых "клопов" - меняй всю деталь. Порой автовладелец, сняв,
скажем, обивку багажника, оставляет ее в гараже - ставить на место хлопотно,
вдруг опять проводка забарахлит?
Поправило дело достижение двух-трех последних десятилетий -
"липучки". "Самоклейки" особо не прижились по причине
"одноразовости" - малейшее загрязнение снятой детали грозило сделать
липкое нелипким. "Путанкам" - системам петелек и крючков (именно их у
нас принято называть "липучками") повезло больше. По сути это первое
высокотехнологичное, быстрое и удобное, а главное - достаточно надежное
"звукопоглощающее" соединение.
Но и здесь без проблем не обошлось. Вес удерживаемых панелей ограничен,
соединение постепенно утрачивает цепкость, крючки и петельки так же страдают от
грязи.
Определенного прорыва в нелегком арматурном деле добилась (в который уже раз!)
американская компания ЗМ. Здесь не стали почивать на лаврах после того, как
изобрели всемирно известный нынче скотч, и продолжают удивлять мир своими
необычными, иной раз не видимыми без увеличительного стекла диковинками.
На смену крючочкам-петелькам пришли грибки. Пластины с множеством маленьких
грибоподобных "отростков" при сдавливании сцепляются между собой с
прочностью, достойной небольшого самореза. При этом количество циклов
"снял - поставил" исчисляется тысячами, а
"грузоподъемность" нового соединения такова, что основными
покупателями "застежек" моментально стали железнодорожники. Даже наш
родной Тверской вагоностроительный завод опробовал застежки ЗМТМ Dual LockТМ в
вагонах повышенной комфортности.
Разместить половинки застежек на панелях - дело техники. На выбор предлагаются
самоклеющаяся подложка, твердое основание с отверстиями под саморезы и
заклепки, пластиковые "клопы" и просто клеевое соединение. Простор
для мысли.
В автомобилестроении застежкам Dual LockТМ также нашлось применение.
Практически любая панель становится тихой и не только быстро- и легкосъемной,
но и простоустанавливаемой.
Повертев в руках присланный в редакцию образец, я "приклеил" к панели
приборов сотовый телефон. Получилось почти изящно. Жаль, что ЗМ предпочитает
считать свои изделия на миллиарды штук. Если бы новые липучки продавались
поштучно, я бы обклеил ими весь салон - барахла в нем болтается предостаточно.