Автомобиль-легенда
 Chevrolet
Corvette был впервые показан в 1953 году на передвижной выставке
Моторама. Так корпорация General Motors ответила европейским
производителям легких спортивных автомобилей, которые в конце 40-х
годов появились и на рынке США. Открытый двухместный кузов был сделан
из стекловолокна и поначалу окрашивался только в белый цвет. Под
капотом — рядный шестицилиндровый двигатель Blue Flame (3,9 л, 150
л.с.), ведущий свою историю с 1929 года. Коробка передач —
двухступенчатый «автомат» Powerglide.
Американцы
встретили Corvette с прохладцей. А вот появившийся двумя годами позже
Ford Thunderbird — с оптимизмом: Ford был мощнее, хотя и с механической
коробкой передач (в то время в США такие коробки еще не считали
недоразумением). Corvette едва не сняли с производства, а спас его
выходец из России Зора Аркус-Дантов, инженер и автогонщик. В 1955 году
он адаптировал для Корвета новейший двигатель V8 Small Block объемом
4,3 л (195 л.с.), а позже и трехступенчатую «механику». Вскоре Corvette
пережил рестайлинг, в ходе которого появились знаменитые углубления в
боковинах кузова. Объем продаж увеличился.
 |  | Самый
первый Chevrolet Corvette оснащался рядной шестеркой 3.9 мощностью 150
л.с. В 1953 году было выпущено всего 300 таких машин |
 |  | Chevrolet
Corvette первого поколения подвергался рестайлингу три раза. На фото —
версия 1958 года. Всего с 1953 по 1962 год было выпущено 69015
экземпляров
| Chevrolet Corvette Sting Ray
(второе поколение) находился на производстве всего пять лет — с 1963 по
1967 год выпущено 117964 экземпляра |
 |  | Chevrolet
Corvette Stingray (третье поколение) выпускался дольше всего; именно на
него пришлись зенит славы и одновременно наибольший упадок Корвета. С
1968 по 1982 год выпущено 542861 экземпляр | Chevrolet Corvette C4 (1983—1996), выпущено 358180 экземпляров |
В 1957 году Corvette стал оснащаться мотором объемом 4,6 л (250 л.с.) с
механической системой впрыска топлива GM-Rochester вместо карбюраторов.
Тогда же появилась четырехступенчатая коробка передач, а в 1962 году на
Corvette начали устанавливать мотор объемом 5,4 л, который развивал 250
л.с. в карбюраторном варианте и 360 л.с. — с системой впрыска.
В том же году была предпринята и первая попытка вывести Corvette на
гоночные трассы в составе заводской команды. Под присмотром того же
Зоры Аркус-Дантова было построено пять облегченных автомобилей Corvette
Grand Sport, но руководство GM инициативу не поддержало, и Корветы
по-прежнему выходили на трассы только под флагами частных команд.
Corvette второго поколения дебютировал в 1963 году и получил еще одно
собственное имя — Sting Ray («электрический скат»). Дизайном занимался
Ларри Шинода, который и предложил разделить пополам заднее стекло, но
уже через год его заменили единым в угоду улучшению заднего обзора.
Стандартным стал ранее не предлагавшийся кузов купе, а задняя зависимая
подвеска на пружинах уступила место независимой с одной поперечной
рессорой. Эта схема дожила и до наших дней. Двигатель объемом 5,4 л
перекочевал от предшественника, а в 1965 году появился знаменитый Big
Block — мотор V8 объемом 6,5 л (425 л.с.), который пришел на смену
«малому блоку» с ненадежной механической системой впрыска. Через год
объем мотора довели до семи литров, а в 1967 году на него установили
три двухкамерных карбюратора, увеличив отдачу до 435 л.с. Однако машин
с такими моторами выпустили немного.
 |  | Chevrolet Corvette C5 (1997—2004), выпущено 247851 экземпляров | Chevrolet Corvette C6 выпускается с 2005 года |
 |  | «Заряженный»
Chevrolet Corvette Z06 появился в 2006 году. Под капотом — двигатель
LS7 (7,0 л, 512 л.с.) с титановыми шатунами вместо стальных и системой
смазки с сухим картером. Кроме того, силовой каркас кузова отличается
более широким применением алюминия, а передние крылья сделаны из
карбона. В итоге снаряженную массу купе удалось сократить с 1461 кг до
1434 кг. Corvette z06 поставляется и в Европу — по 50 автомобилей в год
| Самый мощный Chevrolet Corvette ZR1
дебютировал в январе 2008 года на автосалоне в Детройте. Двигатель LS9
впервые оснащен механическим нагнетателем типа Roots и при объеме 6,2 л
развивает 620 л.с. Из карбона уже сделаны крыша, капот, передние крылья
и подкрылки, а передний подрамник из магниевого сплава позволил ниже
установить массивный силовой агрегат. Снаряженная масса — 1519 кг
|
В 1968 году появился Chevrolet Corvette третьего поколения, тоже
Stingray, но теперь это имя писалось в одно слово. Дизайн разработал
Дэйв Холлс, но общая идея была заимствована у концепт-кара 1965 года
Mako Shark II, созданного все тем же Ларри Шинодой. Пластиковый кузов
стал напоминать бутылку кока-колы, а на купе появились съемные панели
крыши. Моторы остались без изменений, но их век был недолгим — в 1969
году появился новый Small Block объемом 5,7 л (300 л.с.), а через год и
«большой блок» объемом 7,4 л (390 л.с.).
Особо стоит
отметить знаменитый Corvette с двигателем ZL1, изначально созданный для
соревнований. В 1969 году было продано всего две такие машины по цене
более $10 тысяч, тогда как стоимость базового Корвета не превышала
$4800. Мотор с алюминиевым блоком цилиндров по паспорту развивал 430
л.с., но мощность гоночных версий без труда доводилась до 600 л.с. До
недавних пор эта модификация оставалась самой мощной за всю историю
Корвета.
В 1972 году американских автопроизводителей
обязали указывать мощность двигателей с подключенным навесным
оборудованием, в результате чего на бумаге Corvette резко потерял в
силах — самая мощная модификация с мотором 7,4 л развивала всего 270
л.с. А затем в США разразился энергетический кризис. Это был конец
«большого блока»: с 1975 года Corvette предлагался только с моторами
объемом 5,7 л, мощность которых составляла всего 165—205 л.с. Тогда же
по соображениям безопасности прекратили выпуск открытых машин.
Во второй половине 70-х мощность моторов вновь стала расти, в 1978 году
Корвет впервые был выбран в качестве сэйфти-кара в «овальных» гонках
Indianapolis 500, в честь чего была выпущена ограниченная серия Indy
500 Pace Car. А в 1982 году на Corvette вновь стали устанавливать
двигатели с впрыском топлива. Третье поколение стало самым массовым:
выпущено более полумиллиона автомобилей.
В 1983 году
американцы увидели очередной Corvette. В новинку были поднимающееся
заднее стекло и цифровая панель приборов. Под капотом — по-прежнему
нижневальный мотор V8 5.7 мощностью 205 л.с., но через год его сменил
230-сильный двигатель того же объема. В 1986 году начался выпуск
родстеров, а через три года Corvette получил шестиступенчатую коробку
передач.
Новинкой 1990 года стала модификация ZR1, на
которую устанавливался алюминиевый верхневальный двигатель с четырьмя
клапанами на цилиндр, разработанный в сотрудничестве с компанией Lotus
и производившийся фирмой Mercury Marine. При том же объеме 5,7 л он
развивал 375 л.с., а позже — и все 405 л.с.
В начале
90-х концерн General Motors переживал не лучшие времена и часть
руководства выступала за то, чтобы не нести дополнительные расходы на
разработку пятого поколения спорткара. Над Корветом вновь стали
сгущаться тучи, но в 1994 году проекту все же дали зеленый свет.
Разработка была поручена инженеру Дэйву Хиллу и дизайнеру Джону
Каффаро. Chevrolet Corvette пятого поколения увидел свет в 1997 году, а
главным отличием от предшественника стала компоновка transaxle с
отнесенной назад коробкой передач. Первой увидела свет модификация с
подъемным задним стеклом, за ней появился родстер, а в 1999 году гамму
дополнила закрытая двухдверка. Двигатель объемом 5,7 л развивал 345
л.с., а в 2001 году была представлена версия Z06 с мотором мощностью
385 л.с.
Наконец, в 2005 году дебютировал Chevrolet
Corvette шестого поколения, который выпускается до сих пор, а версия
C6.R продолжает бороться за честь марки в кольцевых соревнованиях.
|