28/04/2009
«Копейке» - 39 лет! Как собирали первые ВАЗы
19
апреля 2009 года исполнилось 39 лет с того момента, как с главного
конвейера Волжского автозавода сошли первые автомобили ВАЗ-2101. Эти
машины были окрашены в цвета флага РСФСР - синий и красный...
Первая модель АВТОВАЗа была создана на платформе Fiat 124
– лучшего автомобиля 1966 года в Европе. Перед тем, как начать в
Тольятти выпуск лицензионной модели, итальянские и российские
конструкторы совместно провели серьезную работу по адаптации иномарки к
нашим суровым условиям эксплуатации. Усилили кузов, который в
итальянском исполнении на неровных дорогах быстро терял свою прочность.
Задние дисковые тормоза, которые выдерживали только 2-3 тысячи км,
заменили на более надежные барабанные. Полностью переработали заднюю
подвеску. Салон получил возможность трансформации в спальный вариант.
Донорский Fiat 124 оснащался нижнеклапанным двигателем,
конструкция которого исключала возможность дальнейшей модернизации. По
настоянию советской стороны этот мотор был заменен более перспективным
верхнеклапанным. Для коробки передач ВАЗ-2101 на Fiat были подобраны
самые прочные шестерни.
Опытная партия
О том, как собирали первую партию, нам рассказал ветеран АВТОВАЗа Владимир Исаков:
- Вся страна, без преувеличения, ждала первых автомобилей,
изготовленных здесь, в Тольятти. Начали их собирать 18 апреля, а
завершали уже утром 19 апреля 1970-го года. Кузов сваривали из
заготовок, полученных из Италии. Красили, собирали, делали все
остальные последующие операции уже здесь на заводе. Комплектующие были
привезены из-за рубежа. Это была, по сути, масштабная проверка
технологической готовности.
Автомобили, изготовленные 19 апреля были использованы для
различного вида испытаний, они не пошли в продажу. С 1 августа 1970
года конвейер начал сборку товарных автомобилей. 18 августа первый
автомобиль был продан.
Кстати, вопреки почти всеобщему заблуждению, первые «ноль
первые» не шли с «чисто итальянскими» движками. Этот
миф родился даже не столько на заводе, сколько на автобарахолках
– спекулянты пытались «столкнуть» самые старенькие
«Жигули» как первые «итальянские фиаты с русской
эмблемой». В реальности комплекты из Турина даже для первых машин
собирались в Италии с участием советских специалистов, которые с осени
1969 года знакомились там с опытом фиатовцев.
- Мы узнали, что Fiat получил заказ на детали для последующего
использования здесь в Тольятти, - продолжает Владимир Константинович,
бывший в составе той группы советских специалистов. - Мы попросили
администрацию цехов, где мы проходили стажировку, поручить изготовление
этих деталей нам, советским стажерам. Фиатовцы нам разрешили. И многие
детали были изготовлены нашими руками, только не в Советском Союзе, а
там - в Италии (слушать полную аудиозапись рассказа).
Символ эпохи
Автомобили ВАЗ-2101 стали настоящей революцией, переворотом в умах
автомобилистов. Они буквально перепахали представление российских
водителей о легковых машинах. «Копейка» отличалась почти
спортивной итальянской динамикой, легкостью в управлении,
экономичностью. Она была комфортной. Красивой, в конце концов. И стала
одним из символов эпохи: образ «Жигулей» с противотуманными
фарами, самошитыми чехлами сидений, ромбиковым футбольным мячом на
панели за задним сиденьем и гамаком в багажнике стал вожделенной мечтой
советских граждан.
ВАЗ-2101 и его модификации, «ноль одиннадцатая»,
«ноль тринадцатая» и универсал «двойка»
выпускались до конца 80-х годов. Всего с конвейера сошло 4 млн 800
«копеек». Тысячи из них до сих пор находятся в прекрасном
техническом состоянии и бегают по дорогам России и других государств.
Модель все чаще становится объектом реставрации и весьма дорогостоящего
качественного тюнинга. Даже в Голливуде она неоднократно
«засветилась».
|